Опыт взаимодействия вузов и предпринимательских структур

Полина Константинова В последнее время в сфере образования мы все чаще встречаем упоминания о важности связей между университетами и бизнесом. Есть даже понятие для всего этого — . И тут становится не совсем понятно, о чем конкретно идет речь. Сергей Марданов, директор по взаимодействию с вузами . , рассказывает, что такое и почему предпринимателям нужно работать с университетами. Компании начинают создавать свои кафедры в вузах В России термин возник на рубеже 21 века.

Синергия на всех уровнях

Школа должна открыть двери, и дать возможность ученикам участвовать в процессах преобразования окружающей среды Современная школьникам жизнь должна стать содержанием учебного процесса, происходящего в школе Все эти мысли в качестве критики устаревающей на глазах школы звучат уже давно. Однако сегодня практика эта так и не стала массовой, трудности в реализации подхода испытывают не только общеобразовательные государственные школы, но и продолжающие искать пути реализации прогрессивного образования частные, экспериментальные школы.

Автор статьи [3] Копша О.Ю. выделяет три группы показателей Поэтому ориентация вузов на текущие требования бизнеса к качеству Способов взаимодействия вузов и предприятий накопилось немало.

Эта тенденция в ближайшие годы будет удерживаться, так как Федеральное агентство по образованию объявило о перманентном сокращении государственного заказа по подготовке специалистов с высшим образованием. Такая перспектива, а также возможное введение системы финансирования образования через государственные именные финансовые обязательства или возвратные государственные субсидии вынуждает государственные высшие учебные заведения предпринимать меры по поиску механизмов дополнительного финансирования образовательных программ и расширению предпринимательской деятельности.

Для привлечения дополнительных финансов вузы используют интеллектуальный капитал и материальную базу. Интеллектуальный капитал обеспечивает развитие образовательной и научной деятельности, материальная база позволяет с наименьшими затратами развивать непрофильные для учебного заведения направления. Самый органичный для вузов способ зарабатывания дополнительных средств — это расширение видов образовательных услуг и объемов их предоставления.

Для успешной реализации этого направления необходимо изменить структуру предоставляемых образовательных услуг, перенеся акцент на переподготовку, повышение квалификации, второе высшее образование и новые неконтактные формы обучения. Учебные заведения, имеющие сильную научную базу, способны привлечь дополнительные средства за счет увеличения объемов научно-исследовательских работ.

Вузы, имеющие санатории-профилактории и медсанчасти, расширяют спектр платных медицинских услуг.

Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности, новых технологических или методических решений Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных.

Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации Квалификационная характеристика выпускника дает возможность понять, какой специалист придет на производство в ближайшее время, будет ли бакалавр соответствовать квалификационному уровню и профессиональному авторитету специалиста, который может занимать должность инженера.

В то же время наличие диплома, свидетельствующего о получении выпускником образовательных услуг гарантированного государством качества, не гарантирует ему рабочего места, соответствующего его профессиональным компетенциям. Дело в том, что в отличие от государственных и муниципальных организаций, которые обязаны предоставить выпускникам право занять определенные должности с соответствующим окладом, работодатели коммерческих структур вправе самостоятельно определять требования к выпускникам и уровень оплаты труда рабочих мест, на которые они претендуют.

Поэтому ориентация вузов на текущие требования бизнеса к качеству образования выпускников является важной предпосылкой к их взаимному сотрудничеству.

По каким моделям может развиваться взаимодействие вузов и бизнеса.

Для достижения этой цели необходимо ориентировать систему управления образовательной деятельностью вузов на рынок труда и конечных потребителей предоставляемых образовательных услуг. В рамках существующей образовательной парадигмы качество современного образования, как результата оказания образовательной услуги, определяет, насколько у выпускников вузов сформированы компетенции — способности выявлять связи между знаниями и ситуациями и применять приобретенные владения адекватно решаемым профессиональным проблемам [2].

Компетентностная ориентация Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования ФГОС ВО нового поколения, предполагает интенсификацию взаимодействия вузов с работодателями, осуществляемая на основе Федерального закона ФЗ от 3 ноября г. Среди наиболее распространенных направлений совместной деятельности представителей вузов и работодателей выделяются: Однако работодатели, хотя и готовы объединить с вузами усилия по оптимизации компонентов образовательных программ, в первую очередь, ожидают предложений по конкретным формам взаимодействия от самих вузов.

Данное обстоятельство резко повышает роль выпускающих и профильных кафедр в реализации социального партнерства вузов с работодателями. Одновременно в отношениях между работодателями и вузом существуют две ипостаси: К сожалению, работодатели, не всегда информированы о том, какая конкуренция существует в наше время на образовательном рынке.

Контингент абитуриентов резко изменился. Можно только сожалеть, что нынешнего абитуриента в большей мере интересует не только характер и качество обучения, но и то, какое материальное вознаграждение он будет получать после окончания вуза. Снижение среднего уровня подготовленности абитуриентов, поступающих на инженерные специальности вузов, вызвано тем, что многие из лучших выпускников школ переориентировались на экономические и гуманитарные направления. Все это, в совокупности с рядом других факторов, привело к снижению качества подготовки технических специалистов в вузах.

Также важно заметить — несмотря на то, что большинство выпускников находят работу по окончании вуза, эта работа не всегда соответствует полученной ими специальности. В немалой степени это происходит вследствие дисбаланса структуры подготовки специалистов и реальной потребности в них на рынке труда.

Ваш -адрес н.

Зал 2 - Взаимодействие ВУЗов с технологическими лидерами [ Мы начинаем нашу сессию, посвященную взаимосвязи университетов с технологическими лидерами, индустрией, промышленными предприятиями. Последние несколько лет мы активно занимаемся тем, что выстраиваем инновационную экосистему университетов, научных организаций, работаем с тем, как им лучше заниматься технологическим трансфером, выстраивать связи с индустрией.

Для этого организуем множество различных мероприятий для нетворкинга, их взаимодействия друг с другом, различные стажировки, образовательные мероприятия, помогаем аналитическими материалами, исследованием тех лучших практик, которые происходят в мире, и разработкой методических материалов, связанных с тем, как правильно выстраивать бизнес-процессы внутри наших организаций, чтобы они более эффективно занимались этими вопросами.

И один из наших последних проектов, который мы запустили в этом году — это проект, связанный с взаимодействием университетов с индустрией. Мы объединяем людей, которые отвечают за инновационное развитие в крупных российских компаниях.

Целью настоящей статьи является представление методики мониторинга взаимодействия бизнес-сообщества со сферой высшего образования на.

Выпускник на рынке труда: Проект решения Пленарного заседания Совета ректоров вузов Ростовской области 07 октября г. Распоряжение Правительства РФ от Инновационная модель развития экономики, которая согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до года [5] является приоритетной, предполагает системное внедрение достижений науки в промышленность и реальный сектор экономики, активизацию инновационной деятельности предприятий и организаций.

Важнейшую роль в реализации такой модели играет деятельность высших учебных заведений, которая направлена, прежде всего, на формирование конкурентоспособного устойчивого интеллектуального потенциала нашей страны, способного инициировать и реализовать инновационные проекты различной направленности и степени сложности в любых социально-экономических системах. При этом основной задачей вузов является, прежде всего, подготовка квалифицированных кадров требуемого уровня компетенции в сфере малого и среднего бизнеса.

Очевидно, что решение данной задачи невозможно без налаживания эффективного взаимодействия вузов и предпринимательского сектора. Реализуемая в настоящее время на уровне правительства страны программа модернизации системы высшего образования предполагает осуществление такого взаимодействия путем активизации участия бизнес-структур в образовательном процессе. Целью данного исследования является анализ существующих на сегодняшний день результатов взаимодействия высших образовательных учебных учреждений и представителей деловой среды Ростовской области, а также перспектив укрепления сотрудничества в данной области.

Актуальные проблемы взаимодействия вузов с предприятиями

Аннотация В статье рассматривается взаимодействие системы образования и бизнеса как один из факторов успешного трудоустройства выпускников. Даются определения понятия социального партнерства образовательных учреждений и рынка труда, называются основные формы такого партнерства, анализируется зарубежный и отечественный опыт взаимодействия образования и работодателей. . , , , .

ной заинтересованности и полезности. в статье представлен опыт взаимодействия диполя «вуз – производс- твенное . бизнес-знания. 6.

Список литературы Аннотация Целью настоящей статьи является представление методики мониторинга взаимодействия бизнес-сообщества со сферой высшего образования на уровне региона. Мониторинг проводился в отношении предприятий и вузов Воронежской области в мае-июне г. В качестве метода исследования применено анкетирование региональных вузов с последующим построением частных рейтингов и сводного рейтинга предприятий по степени их вовлеченности в сферу высшего образования с учетом спектра и значимости форм взаимодействия.

Обработка данных включала предварительную верификацию и учитывала погрешность измерений. Итоговое ранжирование производилось по комплексному бинарному критерию. В результате исследования получена статистика распространенности конкретных форм взаимодействия вузов и предприятий; выделены группы компаний, оказывающих существенное влияние на систему высшего образования региона.

Полученный рейтинг предприятий используется органами государственной власти и Торгово-промышленной палатой Воронежской области, служит основой для проведения аналогичных исследований в других регионах и прототипом для разработки методики мониторинга взаимодействия предприятий с учреждениями среднего профессионального образования. Впервые оценены масштабы и фактическая распространенность конкретных форм взаимодействия российского бизнес-сообщества с системой высшего образования.

Бизнес и высшее образование: опыт взаимодействия в Великобритании

Челябинск, Российская Федерация, , г. В статье исследуется проблема социальных партнерских отношений между высшими учебными заведениями и реальным сектором экономики. В работе анализируется зарубежный опыт сетевого взаимодействия университетов с предприятиями — работодателями, успехи и проблемы данного процесса. Проблемы совместной деятельности образовательных учреждений с предприятиями реального сектора экономики актуальны, и требуют детального исследования и поиска путей их решения.

. - , .

Взаимодействие вуза и работодателей становится важным . бизнеса. 2) С целью внедрения данной образовательной технологии в СПбГЭ-ТУ конференциях; оттиски статей в профессиональных журналах; грамоты и.

Как увеличить КПД взаимодействия высших учебных заведений и бизнес-структур в области трансфера технологий? Что из зарубежной практики можно перенести на российскую почву? Своей точкой зрения по этим вопросам на конференции делились российские и зарубежные эксперты. В странах Европейского Союза этот показатель составляет процентов, иногда превышает Какой вклад в инновационное развитие производства вносят вузы? Как увеличить КПД взаимодействия высших учебных заведений и промышленности в области трансфера технологий?

Безусловно, уровень инновационной активности в российской экономике существенно ниже, чем в индустриально развитых странах. Но даже тот спрос на инновации, который есть сегодня, за счет наших изобретений удовлетворяется только наполовину. Из-за рубежа приходят к нам 50 процентов востребованных российской промышленностью технологий. Тенденция объяснимая — технологический трансфер происходит во всем мире.

Однако вместе с тем это говорит о том, что у российских вузов есть серьезный рынок, который сегодня еще не полностью освоен.

По каким моделям может развиваться взаимодействие вузов и бизнеса?

Так, в соответствии с законодательством РФ, образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней образовательных цензов. Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Кроме того, образование понимают как социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества. Образование представляет собой важнейшую социальную технологию, которая является как следствием развития общества, так и его условием [1]. Энциклопедическое понимание высшего образования — это совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры.

Под термином высшее образование понимается также подготовка специалистов высшей квалификации для отраслей экономики, науки, техники и культуры в различного типа высших школах, в которые принимаются лица, успешно окончившие средние общеобразовательные школы или средние специальные учебные заведения.

Построение матрицы взаимодействия университетов и бизнеса контент-анализа научных статей, отчетов, патентов, учебно-методических.

Скачать электронную версию Библиографическое описание: Пермь, май г. В частности, ФГОС ВПО четко указывает на то, что высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: Работодатели сегодня предъявляют завышенные требования к вузам по улучшению качества подготовки выпускников, как профессиональной, так и личностной , но в чем-то их мнение вполне обоснованно.

Тогда как у студента же зачастую отсутствует заинтересованность в получении дополнительных навыков и знаний, он пассивно принимает то, что дают. Мы понимаем, что взаимодействие с работодателями является сложным, состоящим из различных по содержанию этапов, форм и методов, процессом, цель которого состоит в подготовке кадров, ориентированных на инновационную деятельность в экономической сфере. Также иногда мы в значительной степени мы склонны занижать возможные трудности при трудоустройстве.

Поэтому, для того, чтобы у наших выпускников не возникало трудностей в первые годы работы на предприятии, необходимо устранить большой разрыв между вузовской теорией и тем, что ожидается от выпускников на практике.

Проблемы взаимодействие вузов и работодателей на рынке труда

Управление компетенциями в российском машиностроении на основе развития взаимодействия вузов и предприятий Семенов Александр Сергеевич канд. Москва Кокуйцева Татьяна Владимировна канд. Москва Островская Анна Александровна канд.

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор . Кроме того, сотрудничество вузов и бизнеса приобретает все большую.

О том, как в Политехе намерены готовить офицеров запаса, почему он становится университетом инновационного типа и как отдыхают политеховцы, корреспонденту"Известий" Ирине Радовой рассказал ректор СПбГПУ Михаил Федоров. В начале лета подготовку офицеров запаса в вузах вообще хотели прекратить. Какие соображения по этому поводу высказал Политех? Должен сразу сказать, что такие резкие движения иногда имеют и положительную сторону.

Произошла встряска военной подготовки в вузах, мы по-новому постарались взглянуть на эту проблему. Если раньше из выпускников вуза в армию призывались единицы, то сейчас мы должны создать такие условия и программы подготовки, чтобы больше выпускников Политеха служили в армии. Во-первых, это в интересах государства.

Перспективы развития взаимодействия предприятий и вузов в макрорегионе: экспертная оценка

Есть государственные университеты, которые могут пользоваться административным ресурсом территории , чтобы третировать вузы негосударственные. Пока в России существует трепетное отношение к документу"государственного образца" ими используются методы непрофессиональной конкуренции. Есть фишка"аккредитация" , которую давно пора отменить. Все европейские школы существуют без доков гособразца, сами разрабатывают программы , адаптированные к требованиям времени.

А в наших вузах опираются на учебники , написанные за границей в до года и переведенные до года. К сожалению, для тех, кто непосредственно варится в гуще событий, все выглядит не так радужно.

В статье рассматриваются примеры сетевого взаимодействия вузов, а также проблемы, возникающие в ходе реализации образовательных проектов.

Такое положение не может быть сведено только к системе образования или рынку труда. Многие причины кроются в неинституциализированности существующих связей и отношений в обществе, отсталости архаичности последнего, крайне противоречивом развитии социума. Архаичность общества, непредсказуемость рынка труда, несистемное реформирование экономики и социальной среды, падение производства, резкое изменение структуры спроса на рынке труда на многие профессии, стихийное перераспределение объемов подготовки специалистов, переизбыток одних специалистов и недостаток других приводят к тому, что молодой выпускник часто оказывается невостребованным после окончания профессионального учреждения.

Уже многие годы более половины выпускников вузов вынуждены устраиваться на работу не по специальности. Избыток одних специалистов и недостаток других не может не сдерживать социально-экономическое развитие общества, обострять социальную напряженность, препятствовать полноценному развитию личности. Опасность ситуации в том, что этот перекос с годами практически не меняется, что еще больше усугубляет проблему. Высшее образование и предприятия развиваются в тесной связи с развитием общества.

К сожалению, как среди теоретиков, так и практиков нет единства мнений по поводу характеристики современного российского общества и путей его дальнейшего развития. Подходы к определению содержания общества чрезвычайно разнообразны. При этом анализу состояния общества и перспектив его развития в последние два десятилетия посвящено огромное число монографий, сборников, отдельных статей, проведены сотни исследований, касающихся тех или иных сторон его жизни.

И их поток продолжает расти. Сегодня сложилась такая ситуация, что нет практически ни одного крупного ученого, политического деятеля, представителя культуры, который не выдвинул бы собственную идею о переустройстве общества. О чем свидетельствует столь устойчивый исследовательский интерес как отечественных, так и зарубежных ученых и политиков к данной проблеме?

Происходит болезненный процесс перехода от одной модели развития к другой.

15 Взаимодействие с органами государственной власти